haugrodbek

29.08
00:34

"Амстердам" без Амстердама


Иэну Макьюену удалось воплотить черты постмодернистского романа в своем произведении, но, всё же, не удалось создать шедевр.
"Амстрдам" расскажет нам историю отношений двух приятелях, успешном композиторе Клайве Линли, которому государственные деятели заказывают сочинение "Симфонии тысячелетия" и о его друге, Верноне Холидее, редакторе газеты "Джадж" (с англ judge - судья), чей рейтинг неумолимо падает, и Вернон готов по головам пойти ради сенсации, даже на опорочивание чести государственного чиновника. Друзьями их можно назвать с большой натяжкой, кроме покойной эксцентричной любовницы Молли, с которой оба из них крутили роман, друзей ничего не связывает, а грань между дружбой, соперничеством и ненавистью по ходу повествования становится всё менее заметной.Кроме темы дружбы, Макьюен вводит в роман тему политики, рассказывая о чиновничестве, способном на различные ухищрения ради привлечения и вербовки электората под свои знамёна. Тут же тема искусства и творчества, которое утратило своё изначальное происхождение: если в классическом искусстве процессы созидания приходили к творцу от сердца, или откуда-то выше, то теперь творчество работает на государство, а лучшей мотивацией для творца является плата за производство предметов искусства. Так же Макьюен заинтересован темой лживых и бескомпромиссных СМИ, как одной из ветвей власти. Он показывает продажность информационных ресурсов, их проворность в поисках и добыче сенсаций, СМИ, готовых растоптать человека, не учитывая ни моральных, ни этических, ни нравственных норм.Через всё повествование прослеживается ироничное отношение автора, как к каждому из героев романа, так и ко всем сферам и институтам, организованных обществом. Ирония является одним из ключевых моментов для отнесения данного романа к постмодернистскому направлению. Кроме иронии, причислить роман к постмодернизму можно при учёте плюрализма мнений и воззрений героев романа: одна и та же ситуация воспринимается героями по-разному. Множествофлешбеков, или ретроспектив, особенно,касающихся романтических отношений Клайва и Вернона с Молли - ещё одна черта постмодернизма, наряду с различными вариациями завершения романа, которые могут возникать у читателя при прочтении романа.Макьюен, являясь автором-постмодернистом, играет с читателем. Неискушённый читатель отметит для себя интересные моменты в сюжете романа, в описаниях подноготной редакции газеты, в устройстве политической жизни демократической страны, а читатель-интеллектуал найдёт и отметит для себя достаточное количество моментов интеллектуальной постморенистской забавы. Здесь и множество аллюзий: Бетховен, Шекспир, Дарвин…, с которыми Клайв сравнивает себя, а то и вовсе, возвышает свою гениальность над ними. Здесь упоминается и Озёрный край, родина множества знаменитейших творцов пера Англии, куда Клайв отправляется на поиски вдохновения для написания своей "Симфонии". Также, внимательного читателя привлечёт интермедиальность романа: речь героев, то резкая и обрывистая, то, затрагивая композиторство и искусство, реплики возвышаются и разливаются в музыкальном потоке над мирской суетой.Несмотря на важность поднятых тем в романе, характеры героев не раскрыты до конца. И Клайв, и Вернон переживают творческий и личностный кризис, но Макьюен не показывает, как они из него выбираются, как и не показывает полнейшего разрушения их жизней. Тема смерти, так же, имеющая место быть в романе, говорит скорее не о физической дееспособности, или смерти физиологической, а показывает смерть личности, смерть человека в человеке. Столица Нидерландов, Амстердам, становится местом развязки романа. До этого читателю трудно связать название и сюжет романа. Амстердам выступает здесь местом, где случается месть, приведшая, затем, к смертельному исходу.Главное, на что Макьюэн пытается обратить внимание - это деградация человеческого общения, деградация личности вообще, Макьюен привносит черту нового романа, ставя вопрос об общечеловеческих ценностях. Хоть роман и написан в 1998 году, но и через 15 лет он не теряет своей актуальности, а темы и проблемы, поднятые им, находят отражение и реализацию в современном мире.


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки